Маркировка товара – это нанесенный на продукт тест, дополнительные обозначения, рисунки. Ее главной функцией является ознакомление с основными ведомостями о товаре для покупателя и его идентификация. В чем суть маркировки, какой она может быть, чем отличается для продовольственных и непродовольственных товаров, каких правил нужно придерживается при ее создании? Попробуем подробно разобраться.
Суть маркировки товаров
Любая розничная торговля, как и оптовая, должна предоставлять потребителю как можно больше информации о предлагаемых позициях. Поэтому на маркировка должна выполнять такие функции:
- Информационную – доносить до интересующихся клиентов важные сведения. Согласно инструкциям, на товаре должны указываться фирменные названия, наименования производителей, импортеров, адрес производства, информация о главных потребительских характеристиках, ингредиентах, периоде выпуска и термина годности, условиях хранения. Для продуктового и других видов товаров эти ведомости могут дополняться в зависимости от предназначения.
- Идентифицирующую – установку соответствий согласно закону, нормам ГОСТа, договорам по принадлежности к конкретному ассортименту товаров, качеству производства, безопасности употребления или использования.
- Мотивационно-эмоциональную – удовлетворение эстетических вкусов, привлечения внимания, увеличения продаж через мотивацию покупателей.
Правила маркировки
Поскольку товарная маркировка – это первая информация о продукте, которую получает потенциальный покупатель, то она должна содержать основную информацию. При этом производители должны придерживаться таких правил:
- все надписи должны быть разборчивыми, напечатанными на фоне, которая
- не будет с ними сливаться;
- маркировка должна выдерживать разные климатические условия и сохранять свою целостность на протяжении всего срока пригодности.
В маркировке должны присутствовать текст, рисунок и информационные знаки. Для продовольственных товаров обязательно указывается название, тип продукта, бренд, сорт и подобное, страна-производитель, адрес, масса или объем, пищевая ценность, состав, условия и сроки хранения, дата производства, рекомендации по употреблению, название документа на основе которого был изготовлен продукт и ведомости о соответствиях. Для непродовольственных товаров сохраняется та же схема, однако вместо пищевой ценности и рекомендаций по употреблению указываются основные свойства и характеристики, правила использования.
Рисунки, как правило, выбираются полноцветные и яркие, ведь именно они привлекают внимание покупателей. Иногда продукция выпускается без определенного изображения на маркировке.
Информационные знаки – это небольшие изображения, за которыми скрыты ведомости о товаре, месте происхождения продукта, соответствии и качестве, штрих коды, предупреждение в употреблении или уходе и другие.
Кроме этого к маркировке существуют и другие требования к обозначениям:
- человек, который занимается нанесением информации, несет ответственность за достоверность всех слов и значений;
- маркировка может состоять из разных пунктов, однако данные должны полностью открывать свойства продукции и должны гарантировать безопасное употребление или использование;
- ярлыки и другие знаки должны соответствовать характеристикам товара;
- в случае если все составляющие маркировки не помещаются на самом изделии (товаре), то ее вносят в сопроводительные документы;
- локальные нормы маркировки обязательно вносятся в технические бумаги с указанием места нанесения;
- вся напечатанная информация должна быть конкретной и не нести двузначности.
Последствия для розничного бизнеса
Любой управляющий бизнесом должен принять во внимание надобность маркировки и выполнять ее согласно требованиям. Уже сейчас стоит обдумать все бизнес-процессы, которые помогут упростить эту задачу. Для больших магазинов, супермаркетов и бутиков никаких изменений внесено не будет, разве что придется обновить базы и программное обеспечение. Приятным моментом будет то, что существует автоматизация торговли, которая может существенно упростить ведение многих задач.
Среди выгодных последствий, к которым приведем маркировка, будут:
- Для потребителей: уверенность в том, что они покупают легальные продукты высокого качества, и их жизнь и здоровье будет в безопасности после пользования (употребления).
- Для бизнесменов: увеличение прибыли и достойная конкуренция среди «белого рынка», оптимизация бизнеса, свободный доступ к информации о поставщиках.
- Для государства: повышение производительности труда, сокращение «черного рынка», возрастание налогов, контроль за рынков продовольственных и непродовольственных товаров.
Санкции за нарушение маркировки
Согласно Законодательству выполнение правил маркировки являются обязательными. Статья 15.12 КоАП гласит о том, что для производства и реализации товаров, по отношению к которым установлены маркировочные требования, являются обязательным. В случае нарушения этих правил или сбережение и перевозка в целях реализации виновник понесет административное наказание в виде штрафа для граждан, должностных лиц и юридических представителей в размере, который предусмотрен статьей с последующей конфискацией имущества.
Отдельным пунктом прописаны санкции для алкогольной и табачной продукции. Размер штрафа для этих товаров в несколько раз выше.
Если отсутствие маркировки негативно отразилось на здоровье потребителя, то указанные санкции увеличиваются в три раза.
Задача современных разработчиков – решить основные технические вопросы по интеграции системы маркировки, ведения продаж. Кроме того, бухгалтерский учет и аудит, как и другие задачи бизнеса легко решаются профессионалами gkkot.ru. Если вы решили поднять свое дело на высший уровень и соответствовать всем законам и правилам, мы готовы помочь сделать вашу работу максимально удобной и простой.